Почему аист приносит детей? Об истоках поверья
Вы никогда не задумывались, откуда взялось поверье о том, что аист – птица непростая, и она приносит детей?
Конечно, самое логичное объяснение для данного суеверия тот простой факт, что родителям и в прошлые века не слишком хотелось посвящать своих малолетних чад в нюансы интимной жизни. Однако, почему почетную миссию доставлять малышей поручили именно аистам, а не журавлям, например?
Стоит сказать, аист стал всемирным символом прибавления в семье сравнительно недавно: в XIX веке, а виноват во всем Ханс наш Кристиан Андерсен. Он написал сказку «Аисты», в которой на радость родителям, думающим как увильнуть от неудобного вопроса: «Папа, мама, как я на свет появился?», рассказал о том, что именно эти птицы доставляют детишек.
Сказочка, между тем, суровая, что, впрочем, людей, знакомых с творчеством датского писателя не по мультикам Диснея, не должно удивлять: все же помнят, что и Русалочка у Андерсена не выжила и обратилась в пену морскую? Итак, в сказке про «Аистов» семейство птиц проживало на крыше дома и непрерывно подвергалось нападкам местной детворы: те дразнили птенцов и даже пытались забить их камнями.
Когда же птенцы подросли, прошли обучение в отряде маршала аистов (в сказке так и написано), отвечающего за перелет птиц в теплые края, то они вознамерились отомстить наиболее мерзкому мальчишке за плохое повеление. Мамаша аистов сообщила, что по весне они приносят в семьи людей детишек, которые зреют на болотах, и аисты решили доставить в отместку плохому мальчику мертвого братика или сестричку, ибо иногда на болотах дети, ожидающие рождения, засыпают мертвым сном и больше никогда не просыпаются. Собственно, что и было сделано. Конец сказки. Счастливый? Скорее, нет.
Любопытно, что Андерсен придумал эту историю не с потолка, а позаимствовал суеверие из немецкого фольклора, ведь в Германии люди за много сотен лет до публикации жуткой сказочки начали связывать прилет аистов с появлением потомства. Дело в том, что эти птицы не особенно боятся людей и зачастую гнездятся на крышах домов.
Не менее любопытен и график их миграции. Осенью аисты покидают Германию, а возвращаются они обратно примерно через семь-восемь месяцев: в конце марта-начале апреля. При этом свадьбы в Европы традиционно играли в летние месяцы: начиная с 21 июня – дня Солнцестояния, который здесь и сегодня считается первым днем лета, и до конца августа.
Несложно подсчитать, что первый ребенок у молодой пары появлялся на свет как раз в марте или апреле, и это отлично совпадало с прилетом в Европу аистов. Вот вам и календарное обоснование символизма! По той же причине, считалось, что, если аисты выберут крышу именно вашего дома для своего гнезда – это хороший знак регулярного прибавления в семействе. Если же в семье рождался больной ребенок, то в Германии существовала присказка: «Его аист уронил за грехи пары».
К слову, в других странах у аистов репутация тоже была завидной. Египтяне, к примеру, верили, будто в тела птиц может вселиться душа умершего человека, и таким образом покойный получит возможность реинкарнации. Связан миф, само собой, опять-таки с миграцией птиц: из Германии они как-раз в Египет и летят.
Скандинавы же из-за привычки аистов строить гнезда на крышах жилых домов сделали их символом преданности и семейных ценностей. К слову, это не совсем соответствует действительности: известно, что аисты не являются полностью моногамными птицами и в течение жизни иногда меняют партнеров. Должно быть, из-за этого в Англии до XIX века их считали символом прелюбодеяния и распутства.
Но, пожалуй, самую интересную интерпретацию для аиста придумали в Польше. Здесь большие птицы стали символом двойственности человеческой натуры, в которой добро сосуществует бок о бок со злом. Поляки верили, что белые перья аисту были даны Богом, а вот черные крылья – Сатаной, поэтому-то прибытие птиц здесь иногда рассматривалось, как знак перемен, которые могли быть, как хорошими, так и плохими.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Поделиться с друзьями
Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]
с нами в pinterest
Откуда пошло что аист приносит детей. Почему аисты приносят детей. Семейная жизнь аиста
Эта удивительная птица не спасала Рим, не носила военную почту и не поджигала Коростень. Аист не сделал для истории человечества ничего, а для каждого отдельно взятого человека он сделал очень многое. Точнее, не сам аист, а легенды, сопровождающие птицу на протяжении долгих веков.
За что чтили аиста наши предки?
Стерх, бусол, бочан – так называли аиста в древности восточные славяне. Похожие имена имел аист и у других народов: болгары звали его щъркел, немцы – шторх, литовцы – старкус. Он является главным героем сказок, часто упоминается в пословицах и поговорках.
Аист в истории многих народов имел почитался как особая птица. Легенды наделили аиста человеческими чертами, изображая его в роли защитника земли от жаб, змей и нечистой силы. Так, на территории нынешней Белоруссии бытовало мнение о том, что из всех существующих птиц один лишь аист наделен душой, поэтому и называли его человеческими именами, например, Адам, Грицько, Василь.
Кроме того, считалось, что аисты понимают человеческую речь и их клекот является молитвой, обращенной к Богу, поэтому у славян считается большим грехом убийство аиста. Польские поверья предписывают хоронить убитого аиста в гробу, чтобы предотвратить сильные дожди или пожар, а также смерть самого убийцы или его близких родственников.
Легенды о человекоподобии аиста распространены на территории всей Европы. Славяне считали, что аист, будучи ранее человеком, из любопытства развязал мешок со змеями, данный ему Богом, за что был наказан и обречен очищать землю от ползучих гадов. Западноевропейская традиция твердит, что аист – это косец, который не поприветствовал проходящего Христа.
Семейная жизнь аиста
Считается, что аист – самая верная из птиц. Согласно поверью, в случае гибели одного супруга, его вторая половина тоже добровольно погибает. Немцы считают, что при перелете аисты держатся парами, а если, прилетев, аист отлучается, значит, он разыскивает свою спутницу.
Аисты не переносят супружеских измен, того, кто нарушил строгие правила, публично судят и убивают. Не чужда аисту и родительская любовь. Римляне сделали аиста атрибутом Юноны, который символизировал сыновнюю любовь и привязанность, а греки верили, что молодые птицы выщипывают перья и одевают в них своих престарелых родителей.
Человеческую семью, на доме которой поселились аисты, тоже ожидало семейное благополучие.
Одна из сербских примет содержит информацию о том, что незамужняя девушка, увидев ранней весной пару аистов, обязательно выйдет замуж в текущем году. А если женщина увидит аиста во сне, значит, вскоре у нее родится ребенок.
Почему аист приносит детей?
Среди прочих легенд и поверий есть долгожители: в наше время очень распространена история о том, что именно аист приносит детей. Парадоксально, что современные родители, активно использующие Интернет, мобильные телефоны и прочие технические изобретения, намереваются ввести в заблуждение своих потомков рассказами о том, что их принес аист.
Легенды – это очень хорошо и поучительно, но не стоит забывать, что, во-первых, времена меняются, а во-вторых, многие современные дети, растущие в мегаполисах, аиста видели лишь на картинках детских книжек. Поэтому рассказ об аисте, который несет в клюве младенца, хорош только тогда, когда родители поедут в настоящее село и покажут своему чаду виновника его появления на свет.
История о том, что детей приносит аист известна во многих странах мира. Это самый распространенный миф в Европе и США. Кстати, в США аисты не водятся (разве что – в зоопарке).
Так почему же аисты? Дело в том, что ранее эти птицы символизировали плодородие, больших белых птиц ассоциировали с приходом весны и возрождением природы.
Считалось, что увидеть аиста – к .
Аисты часто строят гнезда у домов людей. Вот люди и решили, что по дороге из теплых краев птицам не сложно захватить и ребеночка.
История
Древние римляне воспринимали аиста как птицу Юноны, богини-матери, богини плодородия и покровительницы женщин. Именно ей молились с просьбами подарить ребенка.
Ученые, изучая этимологию немецкого слова «аист» — «adebor», допускают, что оно восходит к язычеству. Значения словообразующих частей — «приносящий удачу» или «приносящий детей».
Известны документы 16-го века, описывающие аиста, помогавшего ухаживать за младенцем-Христом, утеплившего ясли Иисуса перьями со своей груди.
А по легенде аист приносит малыша в пеленках в клюве или в корзинке на спине. Он может отдать его в руки новоиспеченной мамочке или доставить ребенка через печную трубу.
Аисты стали образцом родительского счастья, преданности, сыновьей заботы. Да, детки аистов очень привязаны к родителям. Когда родители стареют, они ухаживают за ними. А супружеские пары составляются один раз и ежегодно возвращаются к своему гнезду. Если один из пары погибает, второй хранит ему верность до самого конца.
Традиции и приметы
В Голландии считалось, что если беременную клюнул аист – это не к добру. Либо роды будут тяжелыми, либо ребенок родится с проблемами.
А вот поляки говорили, что Бог дал аисту не только белые крылья, но и черные. И верили, что это значит, что и у этой птицы, как и у человека, есть и хорошие, и плохие черты.
В Германии возле домов специально обустраивали платформы для аистов, чтоб им удобнее было строить гнезда. Хозяева верили, что в доме будет столько же детей, сколько и на крыше. Кроме того, надеялись, что аист принесет достаток и благополучие.
Новорожденных детей часто изображают вместе с длинноногой остроклювой птицей, называемой аистом. Изображение этой птицы – обычно с болтающимся в клюве узелком – настолько сжилось с младенцами, что мы уже воспринимаем, как само собой разумеющееся, присутствие вездесущего аиста на поздравительных открытках, ползунках и пелёнках.
Но что же стоит за этой ассоциацией аистов с детьми?
Происхождение этого мифа, как и любого другого, сложно отследить, тем более, что он охватывает весь земной шар, появляясь в фольклоре Европы, Америки, Северной Африки и Ближнего Востока.
«Эти крупные и белые птицы ассоциируются с чистотой, их гнёзда большие, заметные и располагаются вблизи жилья человека. Родительское поведение этих птиц хорошо известно людям», — объясняет Рэйчел Уоррен Чедд, соавтор книги «Птицы: мифы, предания и легенды».
Многие популярные источники относят происхождение этого мифа к Древней Греции и к истории о мстительной богине Гере. Согласно легенде, Гера позавидовала красивой царевне Антигоне и превратила её в аиста. Убитая горем Антигона решила вырвать своего ребёнка из рук Геры, и греки изобразили птицу с ребёнком в клюве.
Однако, проводя исследование для своей книги, Уоррен Чедд обнаружил, что в первой версии мифа птица, похищающая детей – это журавль, а не аист. «Сложно определить, какая конкретно птица ассоциируется с древним мифом, поскольку часто происходила путаница между аистом, журавлём и цаплей», — говорит Уоррен Чедд. Такая же история и с египетской мифологией: аисты ассоциируются в ней с рождением мира. Исторически этой легендарной птицей была цапля, но небольшой всплеск воображения мог впоследствии превратить её в аиста.
Пол Квин, преподаватель английской литературы Чичестерского университета в Соединённом Королевстве и редактор исследовательского журнала о фольклоре и сказках, предположил, что связь между аистом и младенцами могла укорениться из-за подобной путаницы видов. «Мне кажется, что связь аиста с младенцами является результатом путаницы аиста с пеликаном», — говорит он. По его словам, европейская средневековая литература связывает большого белого пеликана с католицизмом, возрождением и воспитанием детей. Где-то по пути, эту птицу заменили аистом.
Миграция длиною в 9 месяцев
Какими бы ни были истоки этого мифа, историки, как правило, склонны соглашаться, что идея аиста, приносящего ребёнка, наиболее прочно закрепилась в Северной Европе, особенно в Германии и Норвегии. Во времена эпохи язычников, которая продолжалась по крайней мере до средневековья, пары обычно вступали в брак во время летнего солнцестояния, поскольку лето ассоциировалось с плодовитостью. В это же время аисты начинали мигрировать на юг, пролетая через Европу в Африку, и возвращались весной, как раз спустя 9 месяцев.
«Аисты мигрировали, а потом возвращались, чтобы весной у них вылупились птенцы, как раз в то же время, когда многие дети появлялись на свет», — говорит Уоррен Чедд. Так аисты стали вестниками появления новой жизни, порождая причудливую идею о том, что они приносят людям детей.
С течением времени история развивалась и усложнялась. В норвежской мифологии аисты стали символизировать семейные ценности и чистоту. Основывалось это на ничем не подтверждённой вере в то, что эти птицы моногамны. В Нидерландах, Германии и восточной Европе считалось, что гнездящийся на крыше дома аист приносит удачу и вероятность рождения ребёнка.
В XIX веке миф был популяризован Гансом Христианом Андерсеном в его версии сказки под названием «Аисты». В этой сказке птицы доставали спящих младенцев из прудов и озёр и приносили в достойные семьи. Однако, сказка имела и тёмную сторону: неблагополучные семьи получали в наказание от аиста мёртвого ребёнка.
Сказка несла детям урок морали, а также образовала новую традицию детских сказок – специфической литературы для детей, часто поучительного или религиозного характера.
В викторианской Англии эта сказка стала особенно ценной, как способ скрыть реальность: секс и рождение ребёнка.
Сегодня разговоры о процессе появления ребёнка, возможно, не вызывают такого стыда, но мы всё ещё держимся за миф про аистов, выделяя эту изящную птицу и её центральную роль в семейной жизни. «Люди любят сказки», — говорит Уоррен Чедд. Наше пристрастие к очеловечиванию животных сделало миф об аисте, приносящем детей, одним из самых прочных. В широком смысле он основан на поведении птиц, но также берёт свои корни из человеческих надежд и страхов.
История о том, что наследников приносит аист, известна во всем мире. Фактически, это один из наиболее популярных родительских мифов Европы и Соединенных Штатов (где, что самое интересное, аисты не водятся, и увидеть их можно разве что в зоопарке).
Культуры прошлых столетий считали этих больших белых птиц символами плодородия, связанными с весной и возрождением природы.
Согласно одному поверью, аист помогает женщине забеременеть, просто посмотрев на нее, а если верить другому — души не рожденных ждут своего часа в уединенных влажных местах, таких как болота, колодцы, ручьи и пруды.
Аистов часто замечали как в водоемах, так и в гнездах на крышах домов, вот и «наградили» пернатых почетной обязанностью — доставлять по дороге заодно и младенцев.
В Германии верили, что аисты отыскивают человеческое потомство в пещерах, скрытых в скалистых обрывах под названием «Adeborsteine » или «Аист-камни». Ребенок, который хотел братика или сестру, должен был пропеть специальную песню о своих желаниях аисту. Помните сказку Андерсена ? Непослушных хулиганов птица приносила родителям в клюве, а хороших малышей — на спине.
Более 85% сегодняшних американцев среднего возраста и старше слышали в детстве басню про аиста. Одна из опрашиваемых женщин (в свои 35) призналась с улыбкой, что верила в аиста до первой беременности, случившейся в 15 лет.
Эта версия также хорошо известна в Южной Америке и некоторых странах Дальнего Востока (например, на Филиппинских островах).
Истоки мифа легко прослеживаются до древних времен. Для римлян аист был птицей, посвященной Юноне, богине-матери в римском пантеоне, богине плодородия и покровительнице женщин. Именно ей возносились молитвы с просьбами излечить от бесплодия.
Ученые, исследуя этимологию немецкого слова «аист» — «adebor «, допускают, что оно восходит к язычеству. Значения словообразующих частей — «приносящий удачу» или «приносящий детей».
Известны документы 16-го века, описывающие аиста, помогавшего ухаживать за младенцем-Христом, утеплившего ясли Иисуса перьями со своей груди. Христос отвечает на доброту птицы, провозгласив, что «она отныне будет именоваться благословенной птицей и другом всех детей».
В наиболее популярных вариантах легенды аист приносит ребенка, качающегося в пеленке, концы которой держит в клюве, или в корзине, закрепленной на спине. Доставка может быть прямо в руки мамы, либо в печную трубу. Если будущие родители спят, волшебный почтальон может легонько ущипнуть маму за ногу.
Веками «благословенные птицы» почитались за образцовые родительские качества, супружескую верность, сыновнюю заботу и преданность. Кроме того, их назвали предвестниками весны и вершителями удачи.
Действительно, привязанность птенцов аиста к родителям уникальна для животного мира нашей планеты — они заботятся о старших, когда те слабеют и становятся немощными. Семейная жизнь этих птиц — образец супружеского счастья. Пары составляются навсегда и возвращаются к тому же гнезду каждой весной, проводя зимние месяцы в зоне с более теплым климатом. Если один из супругов погибает, другой хранит верность, оставаясь одиночкой все оставшиеся годы.
В библейских текстах значится, что в награду за праведность аисты живут до глубокой старости — 70 лет. Еврейское название птицы — «chasidah», что означает «добрый» или «милосердный». Само слово «chasidah» широко употреблялось в библейские дни, что также подтверждает древность аистиной легенды.
В ряде европейских стран существуют законы, защищающие птичьих праведников.
В Германии и Голландии аистов настойчиво «приглашали» строить гнезда на крышах домов, предусмотрительно размещая там специальные платформы. Люди верили, что благополучная пернатая семья гарантировала хозяину как потомство, так и удачу в целом, а еще, что под крышей будет столько же детей, сколько на крыше. На подоконниках оставляли сладости, чтобы аист понял — в доме заждались ребенка.
Гораздо менее распространена фольклорная коллекция негативных характеристик аиста. То, что он может клюнуть ногу беременной (отправляя ее в постель на неделю, по некоторым версиям) — только намек на темную сторону птицы счастья.
Оказывается, аист несет ответственность за всех искалеченных или мертворожденных младенцев. Говорили, значит, он уронил ребенка по пути к матери. Больной ребенок также мог стать наказанием за плохое отношение к птице.
Даже в начале двадцатого века считалось, что если роженица долго приходила в себя после тяжелых родов, ее определенно клюнул аист.
Древнеримский историк Плиний писал о жестоких аистиных судах. На этих собраниях якобы заклевывали насмерть тех птиц, которые были больны или слишком слабы, чтобы выдержать зимнее путешествие на юг, а также самок, признанных виновными в супружеской измене.
Возможно, польская сказка выражает более сбалансированное (и более человечное) представление об аисте: к сотворению аиста Бог и Дьявол приступили вместе. Бог дал аисту белые перья, а Дьявол — черные.
Мораль такова: аист, как и человек, несет в себе не только зерна добра, но и зла, с которым должен бороться.
Мы все знаем откуда появляются дети. Приземляющегося аиста со свертком можно увидеть над крышами домов счастливой пары, которая потом разворачивает драгоценного, улыбающегося новорожденного, правда же? Этот миф ранее был обыденной историей, которую рассказывали маленьким несмышленым детям:)
Сотни лет аистов ассоциируют с детьми. В греческой мифологии, они были связаны с воровством младенцев после того, как Гера превратила свою соперницу в аиста, аист-женщина попыталась украсть ее сына. В Египетской мифологии душа человека — ба — была представлена обычно аистом. Возвращение аистов значило возвращение души, и в этот момент человек мог снова ожить. В скандинавской мифологии аист символизирует семейные ценности и обязательства друг перед другом.
В нескольких мифологиях, аист — символ верности и однобрачия, бытует мнение, что эти птицы выбирают себе пару на всю жизнь. На самом деле они не объединяются до конца жизни, а имеют тенденцию возвращаться в то же гнездо каждый год с тем же партнером.
Аисты также представлены в китайской, израильской, и различных европейских мифологиях, но считается, что ассоциация аистов с новорожденными младенцами возникла в Германии несколько сотен лет назад.
Естественное поведение аистов дает ключ к их ассоциации с рождением младенцев. Как перелетные птицы, белые аисты улетают на Юг осенью и возвращаются в Европу через девять месяцев. Обычно они прилетают с севера и гнездятся где-то в марте и апреле. Младенцы, родившиеся в марте и апреле, по всей видимости, были зачаты в июне прошлого года. Летняя ночь на 21 июня — это праздник летнего солнцестояния, но это также языческий праздник брака и рождаемости. Так как многие браки заключаются в течение этого времени, то многие дети рождаются примерно в то время, когда аисты летят с севера, делая связи с тем, что “аист принес ребенка”. Символика, схемы их миграции в сочетании с историями, мифами и легендами, вероятно, способствуют популярности рассказа сегодня.
История, скорее всего, была распространена из-за ощутимой, и немного странной, человеческой необходимости пресекать неудобные вопросы детей как можно дольше. Даже сегодня многие дети получают братьев и сестер, прежде чем они считаются готовым для “Поговорить”, но и их любопытный характер, означает, что родители должны рассказать им что-нибудь. Из-за такой долгой истории, связанные с детьми и семьей, аисты — это простая выдумка для детей, но в то же время и небольшой урок жизни о том, что всегда надо быть честным…
Интересные факты:
В некоторых странах верят, что поставленные на подоконнике сладости — это способ показать аистам, что их семья хочет ребёнка.
В древней Греции существовал закон, который требовал, чтобы дети заботились о родителях в старости. Закон назывался “Pelargonia”, которое является производным от греческого слова «аисты» — “pelargos.” Аисты, как правило, заботятся о своих детях длительное время после того, как молодые научатся летать и смогут защитить себя, это привело к убеждению, что молодые заботились о старших.
Как символ удачи, аисты обычно гнездятся на крышах и дымовых
трубах, и считалось, что эти птицы на крыше были причиной новорождённых детей у пары, проживающей в доме.
Март — месяц, в котором рождаются многие дети, зачатые в средине лета, верят, что это счастливое время года для рождения детей.
Аисты имеют высокую терпимость к присутствию человеческого существа и их нелегко напугать.
Существует несколько не настолько счастливых версий. Например, в Польше аисту белые перья дал Бог, а Дьявол — черные кончики, что делает его как добрым, так и злым существом. В Англии, птица считалась символом супружеской неверности. В Германии, аист «сбрасывал» ребенка-инвалида, чтобы наказать пару за прошлые грехи.
Аисты, как правило, поднимают один выводок в год, около четырех детенышей, хотя бывает иногда и до семи. А вот странный поворот сюжета: аисты, как известно, как и другие животные, убивают собственных детей в голодные времена. Может быть, они совсем не те существа, которым мы должны доверять наших новорожденных, в конце концов!
Белый аист
Систематика
Латинское название – Ciconia ciconia
Английское название – White stork
Отряд – Аистообразные (Ciconiiformes)
Семейство – Аистовые (Ciconiidae)
Род – Аисты (Ciconia)
Природоохранный статус
По международному статусу белый аист относится к видам, положение которых в природе вызывает наименьшие опасения. Однако в разных частях обширного ареала численность его различна. В западных частях численность белых аистов сокращается, несмотря на благожелательное отношение людей к этим птицам. Вероятно, это связано с интенсификацией сельского хозяйства, сокращающим кормовую базу птиц, а также с их отравлением в связи с интенсивным применением ядохимикатов и удобрений. В России, наоборот, численность аистов увеличивается в результате сокращения использования сельскохозяйственных территорий. Мировая популяция белого аиста насчитывает 150000 гнездящихся пар, и около одной трети из них обитает на территории России, Белоруссии и Украины. Что касается региональной охраны, белый аист включен в Красную книгу Казахстана.
Вид и человек
О белом аисте у разных народов существует множество легенд и поверий. Издревле его считают символом долголетия и супружеской верности. Родители объясняли детям, что детей людям приносят именно аисты.
Славяне и прибалтийские народы считали аиста символом благополучия и счастья. Если на избе появлялось гнездо аиста, хозяев ждало согласие, здоровье и хороший урожай. Люди считали, что аисты селятся только у хороших и трудолюбивых людей, а дома злых и ленивых избегают. В сказках аист всегда положительный герой, спасающий хозяев от пожаров, змей и других напастей. Поляки считали, что аисты, кружа в небе, разгоняют грозовые тучи.
В Германии в честь весеннего прилета аистов устраивали гулянья, праздничные шествия, звонили в колокола.
В Древней Греции люди, увидев весной первого аиста, становились на колени.
В Древнем Риме существовал «закон аиста», по которому взрослые дети были обязаны заботиться о престарелых родителях; считалось, что аисты кормят своих родителей.
В Марокко считали, что аисты – это люди, которые прилетают с далекого острова в виде птиц, а потом вновь приобретают человеческий облик.
В Молдове аист – символ виноградарства. Об этом также существует красивая легенда: аисты в клювах принесли осажденным воинам грозди винограда и спасли их. Турки верили, что гнездо аиста – оберег от молний и пожаров.
Армяне считали аистов священными птицами, защищающими поля и приносящими тепло.
В Белоруссии белый аист является одним из национальных символом.
Изображение аистов есть в гербах многих европейских городов.
На контакт с человеком белые аисты идут легко, и их нередко можно увидеть на крестьянских дворах, разгуливающих с домашней птицей.
Распространение и места обитания
Гнездовой ареал белого аиста очень обширен: Пиренейский полуостров, Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа ,Северная Африка, Передняя Азия и Закавказье, юго-восточные районы Средней Азии. В России в последнее время ареал расширяется на восток и северо-восток, и белые аисты регулярно встречаются в Карелии и Среднем Поволжье.
Зимуют белые аисты в тропической Африке и в Индии, причем на азиатские зимовки летят некоторые птицы из Центральной Европы.
Белые аисты – обитатели низменных лугов и заболоченных мест; часто селятся около человеческого жилья.
Внешний вид
Белый аист – довольно крупная птица: его длина составляет 102см, рост – больше 1 м, масса – около 4 кг. Оперение белое, маховые перья черные. У стоящей птицы черной кажется вся задняя часть тела, что отражено в украинском названии птицы – черногуз. Перья нижней части шеи удлинены и рассучены. Клюв и ноги красные, горловой мешок, уздечка и радужка черные.
Образ жизни и социальное поведение
Белые аисты – перелетные птицы. Основная часть европейской популяции зимует в тропической Африке, остальные – в Индии. На зимовку молодые птицы летят самостоятельно, отдельно от взрослых, обычно в конце августа. Миграции взрослых происходят в сентябре-октябре. Неполовозрелые птицы обычно остаются на местах зимовки еще на следующее лето.
Летают белые аисты очень хорошо и, хотя взмахивают крыльями плавно и редко, летят довольно быстро. Шею в полете они держат вытянутой вперед, а ноги – назад. Могут аисты и подолгу парить в воздухе, почти не шевеля крыльями.
Питание и кормовое поведение
Кормовой спектр белых аистов очень разнообразен и изменчив в связи с местоположением данной популяции. Основная их пища – мелкие позвоночные и различные беспозвоночные животные. Излюбленной пищей европейских аистов являются лягушки, жабы, змеи (в том числе и ядовитые гадюки), а также крупные кузнечики и саранча. Однако белые аисты охотно едят и дождевых червей, и разных жуков, и мелкую рыбешку (в том числе и дохлую), и ящериц, и мелких грызунов, и птенцов и яйца птиц. Таким образом «миролюбивый добрый» аист является настоящим хищником. Живя в деревнях, аисты ловко вылавливают цыплят и утят, отставших от матерей. На зимовках аисты часто кормятся саранчой.
Разыскивая корм, аисты не спеша, разгуливают по суше или по воде, а завидев добычу, быстро и ловко схватывают ее.
Вокализация
У белых аистов нет голоса в обычном понимании этого слова. Общаются между собой они щелканьем клюва, которое им полностью заменяет голосовое общение. При этом аисты сильно запрокидывают голову и втягивают язык. Образовавшаяся большая резонирующая ротовая полость усиливает звук, так что треск клювов аистов слышен на большое расстояние.
Птенцы белых аистов издают звуки, напоминающие кошачье мяуканье.
Размножение, родительское поведение и воспитание потомства
Традиционное место гнездование белого аиста – высокие деревья, где они строят огромные гнезда, нередко рядом с поселениями человека. Постепенно аисты стали гнездиться не только на деревьях, но и на крышах домов, на водонапорных башнях, на опорах электролиний, на фабричных трубах, а также на особых платформах, сооружаемых людьми специально для привлечения аистов на гнездование. Иногда в качестве такой платформы служит старое тележное колесо. Одно и то же гнездо нередко используется аистами много лет, а поскольку ежегодно пара ремонтирует и подновляет гнездо, оно может достигать весьма внушительных размеров (свыше 1 м в диаметре и 200 кг веса). В «нижних этажах» такого огромного гнезда часто поселяются другие , более мелкие птицы – воробьи, скворцы, трясогузки. Нередко такие гнезда передаются аистами «по наследству» от родителей к детям.
При постройке или ремонте гнезд аисты иногда подбирают на крестьянских дворах тлеющие ветки или головешки. При этом может сгореть не только гнездо аистов, но и дом, на крыше которого оно располагается. Отсюда пошла легенда, что если аиста обидеть, то он может сжечь дом обидчика.
Самцы прилетают на места гнездования на несколько дней раньше самок и занимают свои гнезда. В России прилет аистов происходит в конце марта — начале апреля. Первую же появившуюся самку самец готов оставить в своем гнезде, а если появляется еще одна (нередко прошлогодняя хозяйка), между ними происходит явная борьба за право остаться в гнезде. Интересно, что самец участия в этом «споре» не принимает. Победившая самка остается в гнезде, и самец приветствует ее, запрокинув голову и громко щелкая клювом. Самка в ответ тоже запрокидывает голову и щелкает клювом. Это поведение птиц опровергает широко распространенное мнение о необыкновенной верности аистов друг другу. Смены самки на гнезде – достаточно частое явление. После ухаживания и спаривания самка откладывает от 1 до 7 (чаще 2-5) белых яиц, которые пара насиживает по очереди. Как правило, самка насиживает ночью, а самец – днем. Смена птиц на гнезде сопровождается особыми ритуальными позами и щелканьем клювами. Насиживание длится около 33 дней. Вылупившиеся птенцы зрячие, с черными клювами. но совершенно беспомощные . Первое время родители кормят птенцов дождевыми червями, передавая их «из клюва в клюв» и постепенно переходят на другие виды корма. В кормные годы в гнезде вырастают все птенцы,