Египетские богини имена


Боги у египтян

Кого из нас в детстве не завораживал Египет, со своими пирамидами и богами, мумиями и их сокровищами? А сколько фильмов было снято, и снимается по сей день, о всевозможных жрецах и богах. Кто из нас не мечтал хотя бы раз взглянуть на одно из семи чудес света – Египетские пирамиды и Сфинкса? Египет красив и загадочен, интересен своей историей, манит информацией о великих фараонах и царицах, когда то живших на этой земле, или о всемогущих языческих богах и культах.

Фото с сайта cs608227.vk.me

Загадки Древнего Египта не разгаданы и по сию пору и, возможно, никогда не будут разгаданы, так и останутся великими загадками истории. Много мифов и слухов ходит о том, кто все же построил пирамиды. Может, это творения инопланетного разума? Ведь у древних египтян не было таких технологий, чтобы можно было поднимать тяжелые каменные глыбы так высоко. Или может боги Древнего Египта, список имен которых нам известен с детства, помогали своим подданным?

Хотя одну загадку — о проклятии гробницы фараона, ученым все же удалось разгадать, как оказалось, нет никакого мистического проклятия, а есть специальное вещество, которым обрабатывали древние гробницы, для сохранения сокровищ, которое очень токсично и может вызвать отравление до летального исхода.

Все это было очень давно и сейчас уже, наверняка, не узнать всей правды о загадочном и манящем Древнем Египте. Очень многих историков интересуют боги Древнего Египта, картинки их часто украшают школьные учебники по истории, календари для дома, посуду и т.п. Многие дизайнеры создают интерьеры для дома и ресторанов в египетском стиле. Но откуда людям известно то, как выглядели боги Египта, имена и их значения? Все очень просто, изображения богов и фараонов, их имена, сфера деятельности, ремесла и исторические события, все это высекалось на стенах пирамид, камнях, писалось на гробницах и папирусе. Затем археологи расшифровывали древние знаки и символы и доносили свои догадки и открытия до историков.

Боги Древнего Египта список и описание.

Фото с сайта cs619422.vk.me

  1. Амон – сначала бог воздуха, потом стал богом солнца. Представлялся в виде мужчины, с короной и двумя высокими золотыми перьями на ней, иногда мог предстать в виде человека с головой барана.
  2. Анубис – покровитель мира мертвых. Изображался в виде мужчины с головой черного шакала. Иногда мог предстать полностью в виде животного, а именно черным псом.
  3. Апофис – бог мрака и тьмы, вечный враг бога солнца. Обитает под землей. Изображался в виде огромного змея. С ним каждую ночь сражался Ра.
  4. Ах – низшее божество, часть сущности человека, посредник между богами и людьми, загробное воплощение фараонов.
  5. Баст – бог веселья, удачи и домашнего очага. Защищал бедных, маленьких детей и старых людей. Виделся карликом с пышной бородой.
  6. Бухис – бог, воплощенный в виде черно-белого быка. Изображался в короне с двумя длинными перьями и солнечным диском.
  7. Гор – бог земли, божественный правитель Египта. Представлялся в обличии человека на голове которого изображали утку.
  8. Мин – бог плодородия и размножения людей и животных. Изображался в виде человека с непропорционально большим твердым фаллосом (символ плодородия), одна рука поднята вверх, во второй держит плеть. На голове корона с высокими золотыми перьями.
  9. Монту – бог войны. Имел вид мужчины с головой сокола, на голове корона с двумя перьями и солнечным диском, в руке держит копье.
  10. Осирис – демократичный бог, бог охоты и войны. Так же считался богом плодородия. Сильнее всего почитался простым народом Египта.
  11. Птах – бог ремесла и творчества, истины и справедливости. Виделся в обтягивающих одеждах, в руках держал посох.
  12. Ра – самый известный египетский солнечный бог, виделся с головой сокола, увенчанной солнечным диском.
  13. Себек – бог рек и озер. Изображался в виде человека с головой крокодила, на голове золотая высокая корона.
  14. Тот – древнеегипетский бог знаний. Тот держит в руках длинный тонкий посох.
  15. Хапи – божество реки Нил, покровитель влаги и урожая. Представлялся толстым мужчиной с огромным животом и женскими молочными железами. На голове корона из папируса, в руках держит сосуды с водой.
  16. Хор – бог неба и царской власти, покровитель армии. Египетские фараоны считались воплощением Хора на земле. Изображался в виде человека с головой сокола.
  17. Хех – воплощение стихии. В изображениях – мужчина с головой лягушки.
  18. Хнум – создатель людей, бог творения, воды и заходящего солнца. Создал жизненно опасные пороги реки Нил. Изображался в виде мужчины с головой барана.
  19. Шаи – бог виноградной лозы, покровитель богатства. Позднее стал считаться богом судьбы, который определял время течения человеческой жизни.
  20. Шесему – бог загробной жизни, охранял мумию и наказывал грешников. Бог бальзамирования.
  21. Шу – бог воздуха, который разделяет небо и землю. Изображался в виде мужчины, который стоит на одном колене, подняв руки вверх, и держит небеса.
  22. Ях – бог луны. Представлялся в образе человека увенчанного лунным диском и лунным серпом.

Как и во всех языческих культурах, самым главным божеством являлся бог ,олицетворяющий собой солнце. Солнце дарит силы и плодородие земле. Солнце начинает день и дает свет. Культ Древнего Египта не является исключением и поэтому верховный бог Древнего Египта это бог солнца – Ра.

Боги Древнего Египта картинки и имена.

Фото с сайтаrilga.narod.ru

Конечно, языческая культура древних египтян не ограничивалась только богами в мужском воплощении. Женские божества почитались египтянами не меньше чем мужские. Очень часто боги имели оба воплощения и женское и мужское.

Египетские богини, имена и их значения.

Фото с сайта www.graycell.ru

  1. Амаунет – в мужском воплощении Амон, позже его супруга. Воплощение стихии. Изображалась как женщина с головой змеи.
  2. Аментет – богиня царства мертвых, которая встречала души мертвых людей на другой стороне.
  3. Анукет – покровительница Нила. Изображалась в короне из папируса.
  4. Бастет – всем известная богиня женской красоты и любви, хранительница дома. Так же покровительница веселья и радости. Изображалась как женщина с головой кошки или в виде изящной сидящей черной кошки. Очень часто можно встретить статуэтки с образом Бастет.
  5. Исида – богиня судьбы и жизни. Хранительница только недавно рожденных детей и умерших людей. Изображались в виде женщины с коровьими рогами на голове, на которых держится солнечный диск.
  6. Маат – богиня истины и справедливости. Изображалась женщиной с большим пером на голове.
  7. Мерт-сегер – хранительница покоя мертвых. Тех, кто нарушал покой мертвых, и разорял могилы, наказывала тем, что отбирала зрение. Изображалась женщиной с головой змеи или наоборот, в образе змеи с головой женщины.
  8. Нейт – мать богов, затем богиня искусства и войны. Часто изображалась в облике коровы.
  9. Нут – богиня неба, поднимающая мертвых наверх. Представлялась в виде женщины, раскинувшейся над землей, как небо.
  10. Сехмет – богиня жары и зноя, способна насылать и исцелять болезни. Чаще всего представлялась в образе женщины с головой львицы.
  11. Сешат – покровительница науки и памяти. Изображалась женщиной в шкуре пантеры со звездой, имеющей семь концов, на голове.
  12. Тефнут – богиня влаги и жидкости, женщина с головой львицы.

Египетские боги, фото и названия.

На самом деле богов в Древнем Египте было гораздо больше, чем указано здесь, но многие из них не изучены полностью. Может иметься изображение божества или его имя, но не раскрыт объект его покровительства. Несмотря ни на что история Древнего Египта является очень интересной и до конца неизведанной научной областью, а современные люди относятся к египтологии с вполне объяснимым трепетом и интересом.

Фото с сайта 2012god.ru

perstni.com

Богини Египта: имена, фото. Боги и богини Древнего Египта: список

Для всех древних людей мир был наполнен тайной. Многое из того, что их окружало, воспринималось как непознанное и пугающее. Древнеегипетские божества представляли для людей природные и сверхъестественные силы, помогающие разобраться в устройстве мироздания.

Пантеон древнеегипетских богов

Верования в богов и загробную жизнь были заложены в древнеегипетской цивилизации с момента ее зарождения, а права фараонов основывались на их божественном происхождении. Египетский пантеон населяли божества, обладающие сверхъестественными способностями, с помощью которых они помогали верующим и защищали их. Однако боги не всегда были доброжелательны, поэтому, чтобы заслужить их благосклонность, требовалась не только молитва, но и различные подношения.

Историкам известно более двух тысяч божеств древнеегипетского пантеона. Основные боги и богини Древнего Египта, которым поклонялись по всей территории царства, насчитывают менее ста имен. Множеству остальных поклонялись лишь в отдельных племенах и регионах. С развитием древнеегипетской цивилизации и культуры была создана национальная религия, которая стала предметом многих изменений. Боги и богини Египта зачастую меняли свой статус и место в иерархической лестнице в зависимости от доминирующей политической силы.

Загробные верования

Египтяне верили, что каждое человеческое существо состоит из физических и духовных частей. В дополнение к сах (тело) человек имел сущность шу (тень, или темная сторона души), ба (душа), ка (жизненная сила). После смерти духовная часть освобождалась от тела и продолжала существовать, но для этого ей были необходимы физические останки или заменитель (например, статуя) - как постоянный дом.

Конечной целью умершего было объединить свои ка и ба, чтобы стать одним из «блаженных мертвых», живущих в качестве ах (духовная форма). Для того чтобы это произошло, покойного должны были признать достойным в суде, на котором его сердце взвешивали против «пера истины». Если боги считали умершего достойным, он мог продолжить свое существование на земле в духовной форме. Причем изначально считалось, что сущностью ба обладали только боги, а также богини Египта. Например, верховный Ра имел аж семь ба, но позже жрецы определили, что каждый человек обладает этой сущностью, доказывая тем самым свою близость к богам.

Не менее интересно, что сердце, а не мозг, считалось вместилищем мыслей и эмоций, поэтому на суде оно могло свидетельствовать за или против умершего.

Процесс поклонения

Богам поклонялись в храмах, находящихся в ведении жрецов, действующих от имени фараона. В центре храма располагалась статуя того бога или богини Египта, которым был посвящен культ. Храмы не являлись местами общественных богослужений или собраний. Обычно доступ к олицетворению божества и ритуалу поклонения был изолирован от внешнего мира и являлся доступным только для служителей культа. Лишь во время некоторых праздников и торжеств статую Бога выносили для всеобщего поклонения.

Простые граждане могли поклоняться божествам, имея собственные статуи и амулеты дома, они предоставляли защиту от сил хаоса. Поскольку после Нового царства роль фараона как главного духовного посредника была упразднена, религиозные обычаи переориентировали на прямое поклонение богам. В результате жрецы разработали систему оракулов, чтобы сообщать волю богов непосредственно верующим.

Внешний вид

Большинство египетских богов в физической форме, как правило, представляли собой сочетание человека и животного, многие из них были связаны с одним или более видов животных.

Считалось, что настроение, в котором пребывали боги или богини Египта, непосредственно зависело от образа животного, сопровождающего их появление. Разгневанное божество изображалось как свирепая львица, в хорошем расположении духа небожитель мог выглядеть как ласковая кошка.

Чтобы подчеркнуть характер и силу богов, их также было принято изображать с телом человека и головой животного, или наоборот. Иногда таким подходом пользовались, чтобы наглядно показать могущество фараона, он мог быть изображен с человеческой головой и телом льва, как в случае Сфинкса.

Многие божества были представлены только в форме человека. Среди них были такие фигуры, как очень древние космогонические боги, а также богини Египта: воздуха — Шу, земли — Геб, неба — Нут, плодородия — Мин, и ремесленник Птах.

Существует целый ряд второстепенных богов, которые принимали гротескные формы, в том числе богиня Амат, пожирающая мертвых. Ее образ состоит из части крокодила, львицы и бегемота.

Боги Эннеады

В древнеегипетской мифологии есть девять главных солнечных богов, которые известны под общим названием Эннеада. Родиной великой божественной девятки являлся город солнца Гелиополис, где находился центр поклонения верховному богу Атуму (Амун, Амон, Ра, Пта) и другим основным божествам, связанным с ним. Итак, имели главные боги и богини Египта имена: Амун, Геб, Нут, Изида, Осирис, Шу, Тефнут, Нефтида, Сетх.

Верховный бог Древнего Египта

Атум - бог первотворения, создавший себя из первичного хаоса Нун так или иначе имеет родственные связи со всеми главными богами Древнего Египта. В Фивах богом-создателем считался Амун, или Амон-Ра, который, как Зевс в греческой мифологии, являлся верховным богом, царем всех богов и богинь. Он также считался отцом фараонов.

Женской формой Амона является Амаунет. «Фиванской Триаде» - Амону и Мут вместе с их отпрыском Хонсу (Лунный бог) - поклонялись в Древнем Египте и за его пределами. Амон был главным божеством Фив, чья власть росла, как город Фивы вырос из незначительного поселка в Старом царстве в мощный мегаполис Среднего и Нового царств. Он восстал, чтобы стать покровителем фиванских фараонов, и в конечном счете стал выступать в ипостаси бога солнца Ра, доминирующего божества древнего царства.

Амон означает «скрытый, таинственной формы». Он чаще всего представал как человек в одежде и короне с двойными перьями, но иногда верховный бог изображался в виде барана или гуся. Подразумевалось, что истинная сущность этого бога не может быть раскрыта. Культ Амона распространился далеко за пределами Египта, ему поклонялись в Эфиопии, Нубии, Ливии и некоторых районах Палестины. Греки считали, что египетский Амон является проявлением бога Зевса. Даже Александр Македонский счел целесообразным обратиться к оракулу Амона.

Функции и имена главных богов Древнего Египта

Итак, далее представим небольшой список основных божеств.

  • Шу - муж Тефнут, отец Нут и Геба. Он и его жена были первыми богами, созданными Атумом. Шу являлся богом воздуха и солнечного света. Обычно изображался как человек, носящий головной убор в виде шлейфа. Функцией Шу было держать тело богини Нут и отделять небо от земли. Шу не был солнечным божеством, но роль в обеспечении солнечного света связывала его с богом Ра.
  • Геб - отец Осириса, Изиды, Сета и Нефтиды. Находился в вечном соединении с богиней Нут до тех пор, пока Шу их не разделил. Как бог земли, он был связан с плодородием, считалось, что землетрясения — это смех Геба.
  • Осирис - сын Геба и Нут. Почитался как бог загробного мира. Имея зеленую кожу — символ обновления и роста - Осирис также являлся богом растительности и покровителем плодородных берегов Нила. Несмотря на то что Осирис был убит собственным братом Сетом, к жизни (для зачатия сына Гора) его вернула жена Изида.
  • Сет - бог пустыни и грозы, позже стал ассоциироваться с хаосом и тьмой. Он изображался в виде человека, имеющего голову собаки с длинной мордой, но иногда встречаются его изображения в виде свиньи, крокодила, скорпиона или бегемота. Сет является одним из ведущих персонажей легенды об Изиде и Осирисе. В результате растущей популярности культа Осириса Сет стал демонизироваться, и его изображения были удалены из храмов. Несмотря на это, в некоторых частях Древнего Египта ему по-прежнему поклонялись как одному из главных божеств.

Богиня-мать

Возглавляет женский египетский пантеон богиня-мать, покровительница влаги и жары Тефнут. Жена Шу и первая богиня, созданная Атумом, в мифах упоминается как дочь и око Ра. Позднее стала отождествляться с Мут, женой Амона и матерью Хонсу, являлась одной из главных Фиванских богинь. Почитается как великая Божественная мать. Мут обычно изображается как женщина в бело-красной короне. Иногда встречаются ее изображения с головой или телом грифа, а также в виде коровы, потому что в более поздний период она слилась с Хатхор, еще одной великой Божественной матерью, которая обычно изображалась как женщина с рогами коровы.

Функции и имена богинь Древнего Египта

А теперь представим перечень женских божественных ипостасей.

  • Нут - богиня неба, мать Осириса, Изиды, Сета и Нефтиды, жена и сестра Геба. Обычно проявляется в человеческом образе, ее вытянутое тело символизирует небо. Являясь частью культа загробного мира и хранительницей душ, она часто изображалась на потолках храмов, гробниц и внутренней стороне крышки саркофагов. И по сей день на древних артефактах можно встретить изображение этой богини Египта. Фото старинных фресок Нут и Геба наглядно показывает представление древних египтян об устройстве мироздания.

  • Изида - богиня материнства и плодородия, покровительница детей и угнетенных, мать бога Гора, жена и сестра Осириса. Когда ее любимый муж был убит своим братом Сетом, она собрала расчлененные части его тела и соединила их повязками, оживив Осириса и заложив тем самым фундамент древнеегипетской практики мумифицирования своих умерших. Вернув Осириса к жизни, Изида также ввела понятие о воскресении, что оказало глубокое влияние и на другие религии, включая христианство. Изида изображается как женщина, держащая в руке анх (ключ жизни), иногда и с женским телом и головой коровы или с короной в виде рогов коровы.

  • Нефтида, или Госпожа подземной обители, - вторая сестра Осириса, младший ребенок божественной семьи Геба и Нут, часто упоминается как богиня смерти или хранительница свитков. Позже отождествлялась с богиней Сешат, покровительницей фараонов, в функции которой входило защищать царские архивы и определять срок правления фараонов. Сумерки считались временем этой богини, египтяне верили, что Нефтида плавает по небу в ночной, а Изида - в дневной лодке. Обе богини почитались как защитницы умерших, поэтому часто изображались в виде соколих или крылатых женщин в храмах, гробницах и на крышках саркофагов. Нефтида завершает перечень «Главные богини Египта». Список могут продолжить не менее почитаемые.

Могущественные богини Египта

  • Сехмет - богиня войны и исцеления, покровительница фараонов и арбитр в зале суда Осириса. Изображалась в виде львицы.
  • Бастет - богиня, которой поклонялись египетские матери. Часто изображалась в виде кошки в окружении котят. За способность ожесточенно защищать своих детей она считалась одной из самых свирепых и смертоносных богинь.

  • Маат являлась олицетворением богини истины, нравственности, справедливости и порядка. Она символизировала гармонию мироздания и была противоположностью хаоса. Поэтому являлась главным участником в церемонии взвешивания сердца в зале загробного суда. Обычно изображается в виде женщины со страусовым пером на голове.
  • Уто, или Буто, - кормилица бога Гора. Воспринималась и почиталась как защитница живых и покровительница фараонов. Буто всегда была готова нанести удар по любому потенциальному противнику фараона, поэтому изображалась как кобра, обвивающая солнечный диск (урей), и часто входила в королевские регалии как символ суверенитета Египта.
  • Хатхор - богиня материнства и плодородия, покровительница изящных искусств, также известна как владычица неба, земли и преисподней. Высокопочитаемая богиня у древних египтян. Рассматривалась как мудрая, добрая и ласковая защитница живых и мертвых. Чаще всего Хатхор изображалась в виде женщины с рогами коровы и уреем на голове.

Эти древние божества женского пола высоко почитались людьми. Зная, как звали богинь в Египте, их жесткий нрав и быстроту расправы, египтяне с благоговением и ужасом произносили в молитвах их имена.

fb.ru

Боги Древнего Египта – список и описание - Русская историческая библиотека

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Амон – почитавшийся в городе Фивы бог воздуха и ветра. Его имя буквально означает «невидимый». Амон приобрёл значение верховного бога Египта при фараонах XII и XVIII династий, имевших резиденцию в Фивах. Многие из них носили имена Аменемхет («Амон во главе») и Аменхотеп («Амон доволен»). Амон – всепроникающая, сокрытая душа, которая даёт дыхание жизни всему сущему. Ему были посвящены великолепные Карнакский и Луксорский храмы. «Небесный» характер Амона облегчил его слияние с Солнцем-Ра в едином образе Амона-Ра.

Древнеегипетский бог Амон

Автор изображения

Анубис – первоначально главный бог подземного мира, позже вытесненный с этого места Осирисом. Сохранил многие функции, связанные с умершими: был их провожатым в мёртвое царство, взвешивал душу покойного на весах загробного мира, определяя, достойна ли она там остаться, считался покровителем искусства мумификации. Изображался с головой шакала (африканского золотого волка) или целиком в «шакальем» виде – сидя сверху гробниц, как их охранитель.

Бог Анубис

Автор изображения

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Геб – бог земли, член гелиопольской Эннеады (см. ниже). Изображался лежащим горизонтально, лицом вверх мужчиной. Сестрой и женой Геба была богиня неба Нут. Поначалу они пребывали в соединении и любви, но потом поссорились: Гебу не нравилось, что Нут каждое утро пожирала своих детей – звёзды. Вслед за этой ссорой отец Геба и Нут, бог Шу, отделил их друг от друга и сам поместился между ними, олицетворяя собой поднебесное пространство. Кроме звёзд детьми Геба и Нут были боги Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Гор – см. Хор.

Имхотеп – визирь фараона III династии Джосера, впоследствии почитавшийся как бог врачевания.

Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Сестра и верная жена Осириса. Когда тот был убит, она собрала куски его тела, расчленённого Сетом, и зачала от мёртвого мужа сына, Хора, который потом отомстил погубителю за отца. Из трупа Осириса Исида сделала первую мумию, благодаря чему он смог ожить и стать повелителем царства мёртвых. Исида изображалась с троном на голове. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Считается, что образ Исиды облегчил распространение культа Богородицы в христианские времена.

Исида

Автор изображения

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Поклонение Монту широко распространилось во время кратковременного политического возвышения Гермонта при фараонах XI династии. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»). После того как Гермонт уступил свою гегемонию соседним Фивам, Монту ушёл в тень перед фиванским богом Амоном. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне.

Бог Монту

Мут – богиня-коршун озера Ашеру (близ Фив). Считалась женой бога Амона.

Нейт – заимствованная египтянами у ливийцев богиня охоты и войны. Считалась также покровительницей ткацкого ремесла. Культ Нейт был особенно распространён в городе Саисе. Иногда признавалась двуполой.

Непри – бог зерна, сын богини Рененутет.

Нефтида – сестра Исиды и Осириса. Будучи женой Сета, она, однако, помогала Исиде разыскивать части тела убитого Сетом Осириса. Функции Нефтиды как богини не совсем ясны. Плутарх описывал её как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным».

Нехебкау – бог-змей (иногда с человеческими ногами). В некоторых текстах представляется воплощением бога Ра, в других – его врагом (воплощением Апопа). Считался защитником дома от змей.

Нут – богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, вместе с которым входила в гелиопольскую Эннеаду. Геб и Нут поначалу были соединены, но потом между ними возникла ссора из-за того, что Нут каждое утро пожирала своих детей, звёзды, а вечером вновь извергала их из чрева. Отец Геба и Нут, бог Шу, вслед за этой ссорой разделил их. Нут изображалась женщиной, которая изгибалась над Гебом, упираясь в него пальцами рук и ног. Кроме звёзд детьми Геба и Нут были боги Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Боги Геб и Нут, разделённые богом Шу

Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии, из которых возник мир. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Из их числа бог первобытного океана Нун почитался не только в Гермополе, но и по всему Египту. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы.

Осирис – повелитель подземного царства мёртвых, бог смерти, понимаемой как последующее возрождение. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Он повествует как Осирис был убит своим коварным и завистливым братом Сетом, который расчленил его тело и разбросал куски по всему Египту. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. По мнению некоторых, этот древний сюжет не остался без влияния и на образ воскресшего Христа.

Осирис

Автор изображения

Пта (Птах) – бог, почитавшийся в Мемфисе, как творец мира. Благодаря своей созидающей силе признавался также воплощением плодородия, умственного и ручного творчества – наук и производительных ремёсел. От священного названия Мемфиса – «Хет-ка-Пта» («Обитель души Пта») произошло греческое слово «Египет».

Бог Пта

Автор изображения

Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. ниже) и демиург (творец вселенной). Первоначально имел в гелиопольской теогонии подчинённое значение, однако позже оттеснил на второй план гораздо более почитаемого в архаические времена бога Атума. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Ра изображали в виде человека с головой сокола, которую венчал солнечный диск, обвитый змеёй. Он часто объединялся с богами Амоном и Хором в синтетических образах Амона-Ра и Ра-Хорахти.

Бог Ра

Автор изображения

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). Предполагают, что в глубокой древности вечные антагонисты Хор и Сет составляли собой нерасторжимую пару, которая символизировала две противоположные стороны вселенского первоначала: 1) спокойствие, порядок, разум и 2) буйную стихийность, напряжение, страсть. Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Однако позже Сет был демонизирован из-за того, что ему поклонялись азиатские завоеватели Египта, гиксосы, которые отождествляли этого бога со своим Ваалом.

Бог Сет

Автор изображения

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Тот – верховный бог города Гермополя. По происхождению был, вероятно, божеством Луны, но в связи с ночной таинственностью этого светила и правильной сменой его фаз позже стал почитаться как покровитель мудрости, знания, наук, магии, высшего откровения. Имел большую популярность по всему Египту. Изображался с головой ибиса или павиана. Имя «Тутмос», которое носили несколько фараонов, означает «Тот родил его».

Тот – бог с головой ибиса

Автор изображения

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода. Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Хор (Гор) – (букв. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами. В египетской мифологии Хор – вечный антагонист Сета, бога необузданных страстей, беспорядка и хаоса. Сын Осириса и Исиды, Хор выступил мстителем Сету за убийство отца, победил его и отнял у него власть над Египтом. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»).

Бог Хор (Гор)

Чененет (Раттауи) – богиня-жена бога Монту. Была связана с культом солнца. «Рат» – женская форма от имени Солнца-Ра.

Шаи – бог судьбы. Определял срок человеческой жизни.

Шу – бог, который вместе со своей женой, богиней Тефнут, олицетворял пространство между небом и землёй. Их детьми были бог земли Геб и богиня неба Нут. Все они являлись членами гелиопольской Эннеады.

Эннеада – (в переводе с греческого «Девятерица») – девять главных гелиопольских богов: Ра (в глубокой древности его заменял в эннеаде Атум), Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида.

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

rushist.com

Божественные силы и боги Древнего Египта (боги Египта)

Древнеегипетская религия прошла долгий путь в 3 тыс. лет и древними египтянами почиталось огромное множество богов. В таблице же представлены наиболее важные и почитаемые боги Древнего Египта.

Изображение Описание
Амон (др.-егип. «сокрытый») — древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные — баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра — Амон-Pa), покровитель царской власти и завоевательных войн. Вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын — бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).
Анубис — древнеегипетский бог, в III тыс. до н.э., до распространения культа Осириса, — божество загробного мира. В дальнейшем — божество круга Осириса как владыки мертвых, покровитель заупокойного ритуала. Священное животное — черный шакал, с головой которого он изображался. Центр культа — г. Кинополь.
Апис — чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.
Атон (др.-егип. «солнечный диск») — древнеегипетский бог, чтившийся в образе видимого на небосклоне солнца. Известен со Среднего царства; при Аменхотепе IV (Эхнатоне) — центральная фигура проводимой им религиозной реформы (единственный бог, верховный правитель мира, имеющий титулатуру фараона, и отец Эхнатона).
Атум (др.-егип. «завершенный, полный» либо « несуществующий») — древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.
Ба — в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека. По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека. Ба приписывалась изменчивость; кроме того, считалось, что она тесно связана с другими оболочками и напрямую зависит от состояния физического тела. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Мог свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Душа-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем, по мнению египтян, впадала в летаргический сон.
Бастет — древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе. Священное животное — кошка, с головой которой она могла изображаться.
Геб – древнеегипетский бог земли, сын Шу и Тефнут, брат и муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Был Богом Земли или Земным холмом. Космогонические мифы представляли его находившимся в вечном соединении с богиней неба Нут, пока бог воздуха Шу не разделил их. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростёртым во всю длину, с опирающейся на него Нут, поддерживаемой Шу.
Исида — древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. Таким образом, она олицетворяла идеал женственности и материнства. Также она известна как защитник мертвых и богиня-покровительница детей. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.
Ка — в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений — один из главных способов магического поддержания его посмертного существования. «Ка» изображали как подобие её носителя, но с поднятыми вверх руками.
Маат (др.-егип. «истина») — фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»). Олицетворяла истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму; Общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).
Мин — древнеегипетский бог плодородия, с чем связан его итифаллический облик (бог родивший сам себя из хаоса); кроме того — покровитель путей (караванов), связывавших Египет с побережьем Красного моря. Чтился в находившемся у начала этих путей г. Коптос. Также покровитель плодородия и урожая, скотоводства, воспроизводства и мужской половой потенции.
Монту — древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараона. Изображался с головой сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.
Мут, египетская богиня (собственно «мать») — древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства. Первоначально отождествлялась с Нуанет из «Восьмерки богов». Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца. Во времена возвышения культа бога Амона она становится матерью, супругой и дочерью Амона. правители Египта поклонялись Мут, которая давала прав на управление страной. Изображалась с грифом на голове и двумя египетскими коронами.
Нейт — древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс.  Культ Нейт также был распространён у ливийцев.
Нефтида — Ее имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими — как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху).
Нехбет — богиня древнейшей столицы Верхнего Египта г. Нехен (Иераконполь), изображавшаяся в облике коршуна. Кроме этого изображалась в виде женщины с коршуном на голове и белой  короной Верхнего Египта. С I династии вместе с богиней Уаджит считается покровительницей царя единого Египта; в Новое царство чтится как божество, помогающее при родах.
Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Изображалась в виде небесной коровы, а также в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу. Образ прекрасной Небесной Коровы относится не к тому «нижнему небу», воздушному пространству, по которому плывут облака (его олицетворял Шу), а к более высокой и отдаленной сфере звезд, которую со времен античности принято называть космосом. В этом контексте приобретает смысл название Млечный Путь для звездной полосы, в виде которой предстает перед обитателями Земли наша Галактика. Образ Космической Коровы восходит к далекой древности. В Текстах пирамид встречаются фразы: «Звезда плывет по океану под телом Нут» (каким бы ни было тело Нут, но оно явно отождествляется с Космосом, а океан — возможно, с воздухом или даже сферой звезд).
Огдоада (греч. «восьмерка [ богов]»; егип. «хемену») — древнеегипетская космогоническая система, сложившаяся в I тыс. до н.э. в г. Гермополе. Включала четыре пары мужских и женских божеств, олицетворявших первичный океан (Нун и Наунет), пространство ( Хух и Хаухет), тьму ( Кук и Каукет), «невидимое», т.е. воздух (Амон и Амаунет). Мужские божества изображались в образе или с головами лягушек, женские — змей. Возникновение этих божеств было тождественно возникновению из хаоса разделенного на стихии мира. На картинке четыре бога из восьми.
Осирис — древнеегипетский бог, с воскресением которого после смерти (убийства злым братом Сетом) был связан его аспект владыки загробного мира, проявившийся в его иконографии как помещенной на престол мумии. Отождествление с Осирисом и/или оправдание им на загробном суде — способ для усопшего достичь загробного блаженства. Центр культа с конца III тыс. до н.э. — г. Абидос.
Птах — древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.
Ра (др.-егип. «Солнце») — древнеегипетский бог солнца; верховное божество — создатель и высший властитель мира. С IV—V династии — государственное божество, отец каждого вновь рождающегося фараона. Центр культа — г. Гелиополь. Отождествлялся с местными божествами, возвысившимися до общеегипетского почитания (Ра-Атум, Амон-Pa, Себек-Ра).
Сарапис (Серапис) — эллинистическое божество, появившиеся в конце IV-III в. до н.э. на основе синтеза культов египетского бога Осириса-Хапи (см. Апис) и греческих Зевса, Диониса и Плутона. При участии Манефона Севеннитского стало покровителем династии Птолемеев; кроме того — божество солнца, плодородия и загробного мира.
Себек — древнеегипетский бог в облике крокодила, считавшийся владыкой вод, источником плодородия, защитником верховного божества. Центр его особого почитания — Фаюмский оазис; в то же время его культ был распространен по всему Египту.
Сет — древнеегипетский бог; первоначально — бог-воитель, защищавший Ра, а также бог грозы, бури, пустыни. С гиксосского времени — бог неегипетских, прежде всего азиатских, земель. Включение в культ Осириса в качестве убившего его злого брата привело к представлению о Сете как об олицетворении зла.
Сохмет (др.-егип. «мощная») — древнеегипетская богиня войны, чумы, солнечного жара, изображавшаяся с головой львицы. Чтилась в г. Мемфис как жена главного местного бога Птаха и мать бога Нефертума.
Таурт — древнеегипетская богиня — покровительница родов, женской плодовитости и семьи. Чтилась в виде стоящей самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами в г. Фивы, не будучи связана с кругом Амона. Таурт покровительствовала покойным в Дуате (загробном мире), отгоняла злых духов от жилищ, поэтому её изображения часто встречаются на амулетах и разнообразных предметах домашнего обихода.
Тефнут, (Тефнет) — в египетская богиня влаги и жары. Она изображалась в виде кошки, либо женщины с головой львицы. Являлась женой и сестрой Шу. Центр культа Тефнут был г. Гелиополь. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога.
Тот (греч.; егип. Джехути) — древнеегипетский бог мудрости и луны; визирь верховного бога Ра; создатель письменности и календаря. Изображался как человек с головой ибиса, часто с папирусом и писменным прибором; священные животные — ибис и павиан. Центр культа — г. Гермополь. В I тыс. до н.э. отождествлен с греческим богом Гермесом.
Уаджит (др.-егип. «Зеленая») — богиня древнейшего культового центра Нижнего Египта г. Пе-Деп (греч. Буто). Олицетворяя мощь фараона, чтилась в виде кобры-урея, украшавшего с эпохи Древнего царства его венцы.
Хапи — древнеегипетский бог, олицетворяющий разлив Нила. Изображался тучным человеком, держащим в руках сосуды с льющейся из них водой. Из-за его плодородной природы, Хапи иногда считали «Отцом богов», так же он считался заботливым отцом, который поддерживал космос в равновесии. Начиная с XIX династии мог изображаться как два бога, символизировавшие единение Верхнего и Нижнего Египта.
Хатхор (др.-егип. «вместилище Хора», ее египетское имя Херу) — древнеегипетская богиня чувственной любви, музыки и танца, опьянения; одновременно грозная богиня, истреблявшая по воле Ра людей (ср. с аналогичной двойственностью в образе месопотамской Иштар); мать Хора Старшего. Изображалась в образе коровы, позднее — женщины с коровьими рогами; центр культа — г. Дендера.
Хнум — древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей при их рождении. Также был хранителем Нила. Центр культа — остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана с закрученными рогами.
Хонсу — египетский бог, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут или Себека и Хатхор. Иногда отождествлялся с Тотом, отчего его называли «писцом правды». Также считался богом-целителем. Он почитался Рамессидами. Изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика (сокол) и с теми же лунными признаками.
Хор (Гор) — бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора. Его главный противник Сет. Включал две ипостаси:
  1. так называемый Хор Старший — сын и защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска (в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа — г. Эдфу);
  2. сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца.
Шу — египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отождествления Атума с Ра считался сыном Ра. При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца.
Эннеада (греч. «девятка [богов]») — древнеегипетская космогоническая и теологическая система, созданная в центре культа бога Ра в г. Гелиополе и включавшая его и несколько поколений произошедших от него богов. В ее рамках из первоначального хаоса «воссуществовал» бог Ра, оплодотворивший сам себя и создавший бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут; от них происходят бог Земли Геб и богиня неба Нут; от них — боги Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Цель этой системы — включить распространившийся в конце III тыс. до н.э. культ Осириса в более древний культ бога солнца Ра и объяснить происхождение не только мира, но и египетского государства (поколения богов последовательно сменяют друг друга на египетском престоле).
Ях — древнеегипетский бог луны (полумесяца), чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное — павиан.

Оцени:

(138 гол., ср.:4,37 из 5) Загрузка...

civilka.ru


Смотрите также